Сцепление распологается между двигателем и коробкой передач и выполняет множество задач.
Задачи:
плавное присоединение массы транспортного средства к двигателю;
прерывание силового потока между двигателем и коробки передач во время остановки;
размыкание силового потока при переключении передач;
гашение колебаний;
защита трансмиссии от перегрузки;
Узел сцепления состоит, как правило из: одномассового или двухмассового маховика, ведомого диска, нажимного диска, выжимного подшипника.
Сцепление является элементом системы привода,которое наиболее сильно испытывает на себе воздействие вибрации, силы сжатия, центробежной силы,а так же высоких темпереатур вследствие трения.При этом размеры и вес сцепления должны быть небольшими.
Размер сцепления и усилие сжатие, наряду с другими критериями, определяются в первую очередь максимальным крутящим моментом двигателя и образующейся энергией трения.Чем больше усилие сжатия тем меньше может быть диаметр и вес сцепления.Однако, размер сцепления должен быть достаточным, чтобы противостоять возникающему теплу и износу.
Нажимной (ведущий) диск:
Нажимной диск передаёт через ведомый диск сцепления крутящий моментдвигателяна первичный вал коробки передач.На легковых и грузовых автомобилях сегодня обычно устонавливаются сцепления с диафрагменной пружиной в различных вариантах.
Ведомый диск:
Для поглощения вибрации от работы двигателя и, тем самым, снижения шумов от коробки передач, требуются сложные гасители крутильных колебаний. Плавность трогания улучшается за счет использования плоских пружин накладок. Фрикционные накладки должны обеспечивать высокую степень износостойкости.
Выжимной подшипник:
Передаточным устройством между сцеплением и системой привода является выжимной подшипник.Он располагается по центру оси вращения диафрагменной пружины и оснащен устройством самоцентрирования.
Сцепление, передающий момент Мк
В зависимости от конкретной задачи сцепление должно передавать максимальный крутящий момент двигателя Мmot при 1,1 ч 1,6-кратном коэффициенте запаса сцепления „S“.
Мк = Мmot х S [Nm]
Передаваемый крутящий момент сцепления рассчитывается следующим образом:
Мк =F x rm х u х z [Nm]
Расчетные величины:
Р = усилие сжатия корзины сцепления [N]
гm = средний радиус накладки [m]
u = коэффициент трения:
0,25 для накладок из органического материала, 0,40 для накладок из неорганического материала
z = количество (1 диск z = 2)